Новости

С верой в добро, любовь и справедливость

27 января в Смоленской филармонии выступил Калининградский симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Аркадия Фельдмана. Этот концерт стал первым в рамках гастрольного тура коллектива по городам боевой славы России и Беларуси. И прозвучавшие в программе произведения российских классиков были призваны не только напомнить о героическом прошлом нашей страны, но и укрепить веру в добро, любовь, справедливость и правду…


Секретное оружие


Гастроли коллектива из самого западного региона России организованы национальным благотворительным центром «Нашим Героям» и фондом ветеранов спецслужб «Рысь».


– Наша страна переживает сейчас сложное время, – заметил директор организации «Нашим Героям» Николай ЦИХЕЛАШВИЛИ перед началом концерта. – И сейчас, как никогда, уместно вспомнить, что во время Великой Отечественной Седьмая симфония Шостаковича и «Богатырская» симфония Бородина были таким же оружием против врага, как и танки Кировского завода. Эта музыка даёт особый подъём, создаёт некую соборность, объединяя нас всех, освещая наши души и сердца, укрепляя веру в добро, любовь, справедливость и правду.


Этот гастрольный тур небольшой: Смоленск, Витебск и Минск. Но для коллектива, в течение многих лет выезжавшего только за рубеж, важно получить возможность расширить свою зрительскую аудиторию в России и дружественной Беларуси.


– Хочу обратить внимание, что за тридцать пять лет существования оркестра это наше первое выступление в России за пределами Калининградской области, – говорит художественный руководитель оркестра Аркадий ФЕЛЬДМАН. – И то, что оно прошло именно в Смоленске, символично и знаменательно, поскольку на этой земле родился основатель русской классической музыки. Нам очень нравится и здание филармонии, и концертный зал имени Глинки. Он небольшой, но великолепный. В нём особый дух, прекрасная акустика. У нас такого рода акустических залов нет. И это просто замечательно, что мы здесь.


– Сегодня русская культура оказалась в непростой ситуации, – дополняет коллегу дирижёр Михаил КИРХГОФФ. – Мы не раз обсуждали это с моим давним знакомым Николаем Цихелашвили и пришли к общему мнению, что сейчас самое время всерьёз заняться пропагандой русской классики. Да, для нас пока закрыто большинство западных площадок, но есть Россия и Беларусь. И мне чрезвычайно радостно, что наш гастрольный тур по городам боевой славы начался именно в Смоленске. И что ваш город стал первым в Большой России, куда мы смогли добраться из нашего самого закрытого региона.


Поющая симфония


В программе концерта в Смоленске прозвучали произведения Василия Калинникова, Исаака Дунаевского и Дмитрия Шостаковича.


– Мы не случайно выбрали именно эту музыку для программы в Смоленске, – признаётся Аркадий Фельдман. – Мы ориентировались на самые яркие сочинения наших композиторов, а Калинников, Шостакович, Дунаевский – это корифеи русского советского симфонизма. Кроме того, эти произведения очень хорошо воспринимаются публикой. Что важно, поскольку мы каждую программу продумываем так, чтобы слушатель захотел прийти ещё. Поэтому на наших концертах всегда полные залы, а они у нас не маленькие.


– Симфония Василия Калинникова – самое крупное сочинение, прозвучавшее в сегодняшнем концерте…


– Для нашего коллектива это особенное произведение. Когда двадцать семь лет назад мы впервые выехали на гастроли в Германию, мы играли именно эту симфонию – конечно, наряду с другими сочинениями. И на первом же концерте зал встал. А это был Брамс-зал в Карлсруэ, где около двух тысяч мест.


Тогда для немецкой публики Калинников в нашем исполнении стал настоящим открытием. Они не знали, а многие и до сих пор не знают, какое огромное богатство таит в себе русская музыка. Впрочем, Калинникова и в нашей стране, к сожалению, не очень часто исполняют.


– Потому что её сложно играть?


– Она очень сложная технически. Особенно духовикам трудно выдержать. Но, с другой стороны, Калинникова играть легко, потому что эту симфонию всю можно петь. Я затрудняюсь назвать ещё какое-нибудь масштабное инструментальное произведение, которое так гармонично ложится на голос.


Это великолепное сочинение – совершенное во всех смыслах. С точки зрения конструкции, формы, оркестровки, полифонии. И с точки зрения масштаба и тематизма. Эта симфония очень русская. И вместе с тем её финал по патетике не уступает музыке Вагнера и даже в чём-то превосходит её.


Как композитор я знаю, что финал симфонии – большая проблема. Но здесь он просто совершенный. Анализируя его, не перестаёшь поражаться мастерству автора. Всё-таки Калинников – удивительный композитор. И, на мой взгляд, эта симфония – хорошая визитная карточка нашей русской музыкальной культуры.


Глинка и Ленин


Аркадий Фельдман руководит Калининградским симфоническим оркестром со дня основания. Собственно, именно он его и создавал. Поэтому знает о коллективе буквально всё.


– То, как формировался наш оркестр, наверное, уникально, – говорит Аркадий Фельдман. – Когда в 1986 году я вернулся в Калининград, там в филармонии был только струнный квартет, который иногда с кларнетом выступал в составе квинтета. Но меня пригласили в драматический театр написать музыку к спектаклю, после чего предложили должность заведующего музыкальной частью. И я собрал симфонический оркестр. Пожалуй, это был единственный в стране драмтеатр с настоящим симфоническим оркестром – даже большим, чем в некоторых музыкальных театрах.


Первой же постановкой, которую сделала труппа театра с новым оркестром, стала трагедия Гёте «Эгмонт» с музыкой Бетховена. Потом были «Пер Гюнт» Ибсена с музыкой Грига и мюзиклы «Трёхгрошовая опера» и «Моя прекрасная леди».


А 14 марта 1988 года был дан первый концерт оркестра, в программе которого прозвучала музыка Моцарта, Шуберта, Россини и «Вальс-фантазия» Глинки.


– Мы Глинку и сейчас с удовольствием играем. «Вальс-фантазия» звучит у нас в программе как увертюра к «Метели» Свиридова. А увертюра к «Руслану и Людмиле» – вообще для нас репертуарное произведение. У неё такой дух, такое настроение, что публика её всегда очень хорошо воспринимает.


Судьбоносным для оркестра стал 1990 год и празднование 120-летия со дня рождения Ленина.


– Это было последнее празднование юбилея вождя, и нас пригласили на торжественное собрание, ему посвящённое. Позвонили из обкома партии, я подготовил программу на сорок минут. Мы отыграли, и зал встал. То есть встали работники обкома – такого раньше не было. После этого меня пригласили за кулисы и спросили, что необходимо сделать, чтобы в Калининграде был уже не театральный, а настоящий симфонический оркестр. Я сказал. И спустя всего несколько месяцев, 1 июня, мы получили статус муниципального симфонического оркестра. Вот какую роль в нашей судьбе сыграл Ленин.


В 1996 году оркестр стал активно гастролировать по Европе. Начали с Германии.


– Видимо, сработало наше географическое положение. Немцам было любопытно узнать, что там, в бывшем Кёнигсберге, происходит. И мы раза четыре-пять в год обязательно давали концерты в Германии. Наверное, мы единственный российский оркестр, сыгравший практически все оратории, кантаты и реквиемы, которые были написаны, поскольку в этих жанрах вся западная музыкальная культура. И так сложилось, что сейчас мы Германию знаем больше, чем Россию.


Вечные ценности


Первая встреча Калининградского симфонического оркестра со смоленской публикой прошла великолепно. Зал долго не отпускал музыкантов, аплодируя стоя. И калининградцы остались довольны столь тёплым приёмом.


– Потрясающий приём, овации, замечательный зал, энергетика этого места – всё просто незабываемо, – поделился своими эмоциями директор оркестра Василий КОЗЛОВ. – Наш коллектив сейчас на пике своего юбилейного, тридцать пятого концертного сезона. Для нас этот концерт в Смоленске был очень важным и ответственным. Надеюсь, что наши гастроли по России продолжатся, и это откроет для нас новые перспективы. Ситуации меняются, а музыка вечна. Чайковский всегда останется Чайковским, а Моцарт Моцартом. И мы будем играть и Моцарта, и Чайковского, и Бетховена, и Калинникова, прославляя наше русское симфоническое мастерство и непреходящие ценности мировой культуры. Мы таким образом выступаем за отмену культуры отмены…


Ольга Суркова


Источник: СМОЛЕНСКАЯ ГАЗЕТА

Made on
Tilda